"Даже если рушится мир, правосудие должно вершиться!"
Натариус Дмитрий Михайлович
член Ассоциации юристов России,
помощник Уполномоченного при Президенте РФ
по защите прав предпринимателей в Самарской области
Телефоны: +7 (846) 277-09-61, мобильный: +7 (927) 206-91-20, международный: +3 (725) 998-81-79
Налоговые преступления: пределы либерализации
В последние годы общая тенденция
гуманизации уголовного законодательства об ответственности за преступления в
сфере экономики не обошла стороной и уголовную политику в области
налогообложения (1). Однако не все предлагаемые меры будут способствовать
честному ведению бизнеса. Дальнейшее ослабление правоохранительной и контрольной
функции государства может обернуться новым витком криминализации налоговой
сферы.
Либеральные поправки
Существенным шагом в деле либерализации налогового законодательства стало
принятие Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации». В числе внесенных этим Законом поправок отметим
следующие:
- В качестве обязательного условия, при котором налоговый орган вправе направить материалы налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, определено наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.3 ст.32 НК РФ).
- Пунктом 3 ст.108 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление этого факта решением налогового органа, вступившим в силу.
- Уголовные дела о налоговых преступлениях с 1 января 2011г. были переданы в подследственность Следственного комитета РФ.
- Примерно в шесть раз повышены размеры сумм неуплаченных налогов и сборов, которые образуют преступность деяния.
- В статьи 198, 199 НК РФ возвращены положения, согласно которым лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и соборов, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
- УПК РФ дополнен ст.28.1, предусмотревшей возможность прекращения уголовного преследования лица по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах в случае возмещения им причиненного вреда.
- В уголовный процесс введена неопровержимая преюдиция судебных решений, постановленных по гражданским делам и делам об административных правонарушениях (неблагоприятные последствия этой новеллы в виде невозможности противодействия рейдерским захватам обсуждались неоднократно (2).
Названные поправки существенно повлияли на общие показатели борьбы с налоговой преступностью.
Всего по России в 2010г., то есть после
вступления в силу рассматриваемых поправок, было зарегистрировано 14 449
преступлений, предусмотренных ст.198–199.2 УК РФ, что на 7867 меньше, чем в
2009. Таким образом, количество выявленных преступлений сократилось почти в два
раза. И это с учетом и так высокой латентности данного вида преступности, из
которых, по разным данным, остаются не выявленными от 60 до 70% преступлений.
Несмотря на то что разработчики Закона № 383-ФЗ в своих комментариях утверждали,
что уголовные дела о налоговых преступлениях с 1 января 2010г. могут
возбуждаться исключительно при наличии решения налогового органа о привлечении
налогоплательщика к ответственности, созданный ими механизм правового
регулирования не предполагал изменение УПК РФ в части, регламентирующей режим
возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории, а также круг поводов и
оснований для возбуждения таких дел.
Согласно ч.1 ст.1 УПК РФ единственным законодательным актом, устанавливающим
порядок уголовного судопроизводства, в том числе и на стадии проверки сообщения
о преступлении, является именно УПК РФ, поэтому положения НК РФ к этим
правоотношениям не применялись. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.7 УПК РФ
суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель были не вправе
применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.
Таким образом, в качестве повода для возбуждения уголовного дела о преступлениях
в сфере налогообложения, как и прежде, рассматривались не только материалы
налоговых органов, но и все иные источники, отвечающие требованиям ч.1 ст.140
УПК РФ, в том числе поступающие из органов внутренних дел.
В целом этой позиции придерживались и Генеральная прокуратура РФ (Информационное
письмо от 09.03.2010 № 9-11-2010), и следственные органы МВД России
(Информационное письмо Следственного комитета при МВД России от 27.01.2010 №
17/3-1600).
Законность подобной практики не вызывала сомнения и у судебных органов.
Так, суд признал законным и обоснованным постановление Дорогомиловского
районного суда г. Москвы от 06.10.2010, которым жалоба адвоката в интересах
подозреваемого на постановление старшего следователя о возбуждении уголовного
дела по признакам состава преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.199 УК РФ,
была оставлена без удовлетворения. Суд, в частности, указал: «Доводы заявителя о
том, что согласно п.3 ст.108 НК РФ, действующего с 01.01.2010, основанием для
возбуждения уголовного дела является только вступившее в силу решение налогового
органа, направленное им в ОВД в порядке ст.32 НК РФ, судебная коллегия находит
несостоятельными» (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Московского
городского суда от 22.11.2010 № 22-14998).
О роли налоговых органов
В целях устранения подобной практики 17.09.2011 в Государственную Думу
представлен проект закона «О внесении изменений в ст.140 и 241
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который предусматривает
внесение в УПК РФ изменений, согласно которым единственным поводом для
возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях будут материалы проверки
налоговых органов.
Как отмечается в пояснительной записке, он подготовлен на основании поручения
Президента РФ по итогам встречи с судьями областных городских и районных судов,
на которой речь шла об улучшении в стране инвестиционного климата.
Однако передача функции раскрытия налоговых преступлений в компетенцию
узкоспециализированного ведомства потребует дополнительных мер – без них
эффективность противодействия налоговой преступности будет существенно снижена.
Для того чтобы составить представление о примерном количестве преступлений,
которые будут выявляться в случае реализации этой поправки без принятия
дополнительных мер, обратимся к статистике. Всего по России в 2009г. налоговые
органы направили в следственные органы 13 859 материалов, по результатам
рассмотрения которых в 1676 случаях были приняты решения о возбуждении
уголовного дела; в 2010г. направлено 8544 таких материалов, из которых
возбуждено 1038 уголовных дел. Как видим, из всего массива преступлений всего 8%
было выявлено налоговыми органами. И эти статистические показатели остаются
относительно устойчивыми и неизменными на протяжении многих лет.
Относительно невысокая раскрываемость преступлений налоговыми органами
обусловлена тем, что для этих органов задача противодействия налоговой
преступности – сопутствующая. Основной их задачей является осуществление
налогового администрирования и налогового контроля, в ходе которых налоговые
органы проверяют правильность исчисления налогоплательщиками сумм налогов,
осуществляют доначисление выявленных недоимок и принимают меры, направленные на
обращение взыскания на денежные средства и имущество недобросовестных
налогоплательщиков. Для реализации названных задач налоговые органы наделены
полномочиями, объем которых соразмерен возможностям привлечения налогообязанных
лиц к ответственности за налоговые правонарушения. При этом налоговые органы не
обладают правом проведения оперативно-разыскной деятельности, по результатам
которой в основном и раскрываются сложные преступные схемы уклонения от уплаты
налогов, связанные с фальсификацией бухгалтерской отчетности.
Поэтому традиционно функцию противодействия налоговой преступности осуществляли
правоохранительные органы (до 1992г. – органы внутренних дел, с 1993г. –
Департамент налоговой полиции, в 1995г. переименованный в Федеральную службу
налоговой полиции, а с 2003г. – вновь органы внутренних дел).
В целях сохранения эффективности противодействия налоговой преступности в случае
фактического отстранения органов внутренних дел от процесса выявления данного
вида преступлений, можно наделить Федеральную Налоговую Службу России
полномочиями органа дознания, в рамках которых она будет вправе осуществлять
оперативно-разыскную деятельность, направленную на фиксацию первичных данных,
указывающих на наличие в действиях налогоплательщика признаков преступления, с
последующим принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо
направлением материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела.
Также может быть предложено рассмотреть вопрос о создании качественно нового
ведомства – финансовой полиции России с функцией противодействия преступлениям,
посягающим на финансовую систему государства в целом. В частности, к компетенции
этого госоргана можно было бы отнести помимо задач, связанных с противодействием
преступлениям в сфере формирования доходной части бюджетов всех уровней и
государственных внебюджетных фондов, еще и пресечение и раскрытие преступных
деяний в области расходования государственных и муниципальных средств и
приватизации. И подчинить данную службу Президенту РФ в целях гармонизации
регулятивной и правоохранительной функции, снижения коррупциогенных рисков и
ведомственной зависимости.
Разделение функций противодействия общеуголовной и экономической преступности
существует во многих странах. В них выявлением преступлений в сфере
экономической деятельности, в первую очередь финансовой, занимается не
полицейское ведомство, а узкоспециализированные органы государственной власти
либо подразделения ведомств экономического блока. Например, такие органы или
подразделения созданы в США (Служба внутренних доходов, входящая в Минфин),
Италии (Финансовая полиция, подчиняется министру экономики и финансов), во
Франции, в Казахстане, Грузии. В Киргизской Республике, например, именно по
инициативе финансовой полиции в 2010г. была введена уголовная ответственность
юридических лиц.
Преступная небрежность?
По нашему мнению, Законом № 383-ФЗ созданы все правовые предпосылки для
безнаказанного уклонения от уплаты налогов. Так, введенная им в УПК РФ ст.28.1
предусматривает возмещение причиненного налоговым преступлением ущерба в
качестве безусловного основания прекращения уголовного преследования виновного.
То есть уголовное дело в отношении такого налогоплательщика подлежит прекращению
вне зависимости от того, совершено преступление впервые или повторно.
Получается, что, возместив ущерб, лицо может продолжать свою преступную
деятельность в сфере налогообложения!
Предполагалось, что подобные меры будут стимулировать развитие бизнеса в стране,
однако отказ от принципа неотвратимости наказания может привести к
противоположному эффекту. Одной из особенностей преступлений в сфере
налогообложения является то, что они посягают не только на фискальные
публично-правовые интересы государства, но и на экономику страны в целом.
Недобросовестный налогоплательщик изначально ставится в значительно более
выгодное конкурентное положение, нежели добросовестный. В результате последний
вынужден либо сталкиваться со снижением рентабельности, либо уподобиться
недобросовестному налогоплательщику и уклоняться от надлежащего исполнения
налоговых обязанностей.
Поэтому вполне обоснованным представляется опасение многих экспертов о том, что
отказ от обеспечения принципа неотвратимости наказания за преступления в сфере
налогообложения повлечет за собой ее тотальную криминализацию, а что еще опаснее
– укоренение в правосознании налогоплательщиков деформированных представлений о
допустимости уклонения от уплаты налогов.
Считаем, что дальнейшее ослабление правоохранительной и в целом контрольной
функции государства в области налогообложения в совокупности с повышением ставок
налогов и деформированным правосознанием налогоплательщиков приведет к еще
большему уводу налогооблагаемого капитала «в тень», то есть сокрытию его от
налогового администрирования и налогового контроля либо выводу в оффшорные или
иные налоговые юрисдикции с низкими ставками налогов, с которыми у России
имеются соглашения об избежании двойного налогообложения.
(1) Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении
изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
(2) Смирнов Г.К. Регулирование института преюдиции в уголовном процессе
нуждается в изменении // Уголовный процесс. 2011. № 8.
http://pravo.ru/review/view/58538.
Георгий Смирнов,
к.ю.н., старший инспектор Следственного комитета РФ,
майор юстиции, г. Москва
http://www.zakonia.ru/analytics/77/52633