"Даже если рушится мир, правосудие должно вершиться!"
Натариус Дмитрий Михайлович
член Ассоциации юристов России,
помощник Уполномоченного при Президенте РФ
по защите прав предпринимателей в Самарской области
Телефоны: +7 (846) 277-09-61, мобильный: +7 (927) 206-91-20, международный: +3 (725) 998-81-79
Адресная информация – не реклама!
Является ли размещаемая информация
рекламной или нет? Это важно для того, чтобы определить, распространяются ли на
нее соответствующие ограничения и ответственность. В статье рассматриваются
критерии, позволяющие уменьшить риск неправильной оценки информации о фирме и ее
продукции.
Привлечь внимание любым способом
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст.3 Федерального закона
от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Другими словами, реклама – это информация в
любой форме, которую человек может воспринять одним или несколькими органами
чувств, способная привлечь внимание заранее не определенного круга лиц к
определенной организации и/или определенному товару (в том числе услуге).
В большинстве случаев можно легко определить, является ли конкретное
информационное сообщение рекламой или нет. В частности, в ч.2 ст.2 Федерального
закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определено, что данный Закон не
распространяется:
1) на политическую рекламу;
2) справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие целью
продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
3) сообщения органов власти, если такие сообщения не содержат сведений
рекламного характера и не являются социальной рекламой;
4) объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности;
5) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере,
размещенная на товаре или его упаковке;
6) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не
относящиеся к другому товару.
Рассмотрим некоторые нормы Закона № 38-ФЗ, толкование которых не столь
однозначно. Например, информация, раскрытие или распространение либо доведение
до потребителя которой является обязательным в соответствии с законодательством;
упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или
продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или
искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера; вывески и
указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Полная неопределенность – признак рекламы
Определение рекламы содержит оговорку, позволяющую отделить рекламу от прочей
информации, рекламой не являющейся. В Письме ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624
раскрывается понятие «неопределенный круг лиц». Таковыми являются лица, которые
не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта
рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для
неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице
или неких лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена.
Следовательно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице,
товаре, об услуге должно признаваться распространением среди неопределенного
круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с
логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно
определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Учитывая данные пояснения ФАС России, в Постановлении от 11.03.2009 №
А40-45314/08-117-151 ФАС МО пришел к выводу, что для признания информации
рекламой следует учитывать способ ее распространения и доступность этой
информации неопределенному либо ограниченному кругу лиц. Также суд отметил, что
с точки зрения маркетинговых стратегий реклама всегда адресна, то есть
предназначена для некоторого круга потребителей, определенного по признаку
возраста, пола, социального и материального положения и т. п., но с точки зрения
распространения рекламы она не должна иметь конкретного адресата и должна быть
легко доступной любому потребителю.
Таким образом, если рекламная информация направлена персонально, с указанием в
тексте ее получателя, то она не может рассматриваться в качестве рекламы. Однако
следует иметь ввиду, что согласно ст.18 Закона № 38-ФЗ и Письму ФАС России от
19.05.2006 № АК/7654 необходимо получить согласие абонента или адресата на
получение рекламной информации в случае, если она направляется по сетям
электросвязи (посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной
радиотелефонной связи, сети Интернет). Отметим, что на отправление обычной
почтой такое согласие не требуется.
Кроме того, ФАС СЗО в Постановлении от 31.08.2006 № А42-9859/2005 пришел к
выводу, что не являются рекламой: визитные карточки, поскольку они содержат
только информацию о физических лицах, являющихся работниками компании, и
предназначены для ограниченного круга лиц, определяемого их владельцами; папки
для документов с наклейками, содержащими логотип, наименование и адрес фирмы,
так как они предназначены только для передачи в заранее определенные организации.
Участие общества в конференциях также не может рассматриваться как реклама,
поскольку участники конференций – это заранее определенный круг лиц, целевая
аудитория, которая без определенных знаний не сможет понять суть доклада.
Сувениры, вывески и указатели
Сувенирная продукция с нанесенными на нее логотипами организации или товарными
знаками и пр. является рекламой. Вместе с тем согласно письму ФАС России от
30.10.2006 № АК/18658 данная продукция может быть использована и юридическим
лицом (его сотрудниками) для собственных нужд при организации работы предприятия
при непосредственном осуществлении своей деятельности. Значит, при
предоставлении сотруднику изготовленной сувенирной продукции (например, ручек)
или спецодежды для использования в качестве канцелярских товаров, униформы
юридическое лицо не осуществляет функций по распространению рекламы, равно как и
не передает такую продукцию сотрудникам в рекламных целях, однако обеспечивает
организацию работы юридического лица. В этом случае информация, нанесенная на
соответствующую продукцию, не будет рассматриваться в качестве рекламы и на нее
не будут распространяться требования Закона № 38-ФЗ. Аналогичный вывод
содержится и в Письме Минфина России от 24.08.2005 № 03-03-04/2/51.
Не может рассматриваться как реклама вывеска на здании в месте нахождения
организации, независимо от манеры ее исполнения, содержащая указание на
фирменное наименование, место нахождения (адрес) и режим работы организации.
Информация, размещенная таким образом, относится к обязательным требованиям,
предъявляемым к вывеске в соответствии со ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1
«О защите прав потребителей».
Юридические лица, согласно ст.1538 ГК РФ, для индивидуализации принадлежащих им
предприятий могут использовать коммерческие обозначения, не являющиеся
фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в
учредительные документы и ЕГРЮЛ. Таким образом, не подпадает под понятие рекламы
размещенное в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности
коммерческое обозначение, а также указание на профиль деятельности организации и
вид реализуемых товаров, оказываемых услуг согласно Письму ФАС России от
23.07.2009 № АЦ/24234
Как пояснила ФАС России в Письме от 16.03.2006 № АК/3512, Закон № 2300-1 не
содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для
юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании
обязательной для потребителей информации (вывески) или рекламы надо принимать во
внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на
здании. Так, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны
признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с
каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на
пересечении нескольких улиц.
Однако, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее
деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том
числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения
могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения
данных сведений подлежат дополнительной оценке.
Например, ФАС ВВО в Постановлении от 09.01.2008 №А82-1685/2007-11 пришел к
выводу, что размещение «крышной» установки на многоэтажном здании, в котором
организация занимает одну комнату, следует расценивать как рекламу этой
организации, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает
обозначения места нахождения организации и преследует иные цели, а именно:
привлечение внимания неопределенного круга лиц к размещенной информации.
Индульгенции от ФАС
Что касается «упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об
изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки,
литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного
характера», законодатель применяет весьма спорную оценочную категорию – «органично
интегрированы». Скорее всего, подразумевается, что в данном случае рекламой
будет являться либо слишком навязчивое упоминание какого-либо продукта, при этом,
если изъять его из контекста, то художественная ценность произведения не
пострадает, либо явное акцентирование потребителя на продукте в виде, например,
крупного кадра этикетки товара.
Очевидно, экспертиза должна производиться в каждом конкретном случае с учетом
конкретных обстоятельств дела и с участием целого ряда полномочных специалистов
из области психологии, искусства и пр. Но, если в произведении помимо упоминания
товара присутствуют сведения о технических параметрах, контактных данных
распространителей, то такое упоминание однозначно будет являться рекламой.
Данный вывод подтверждается в Постановлении ФАС ВСО от 02.05.2006 №
А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1.
Во избежание возможных инцидентов с ФАС России возможно получение заключения
данного органа о том, что конкретная вывеска или указатель рекламой не являются.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что информация, содержащая
элементы рекламы, но не являющаяся рекламой, имеет множество форм выражения.
Данное обстоятельство требует от рекламораспространителей проявления
пристального внимания к размещаемой информации в целях избежания претензий
контролирующих органов, а также оптимизации налогообложения.
Антон Драчев,
юрист
30.08.2011
http://www.zakonia.ru/analytics/77/52570